Гофман Эрнст Теодор Амадей - Автомат



Эрнст Теодор Амадей Гофман
Автомат
Перевод А.Михайлова
Крупнейший представитель немецкого романтизма XVIII - начала XIX века,
Э.Т.А.Гофман внес значительный вклад в искусство. Композитор, дирижер,
писатель, он прославился как автор произведений, в которых нашли яркое
воплощение созданные им романтические образы, оказавшие влияние на
творчество композиторов-романтиков, в частности Р.Шумана.
В книгу включены произведения Гофмана, художественные образы которых
так или иначе связаны с музыкальным искусством. Четыре новеллы ("Фермата",
"Поэт и композитор", "Состязание певцов", "Автомат") публикуются в новом
переводе А.Михайлова.
Говорящий турок вызвал настоящий фурор, весь город пришел в движение, с
утра до поздней ночи стар и млад, беден и богат - все сбегались слушать
прорицания, какие невиданная фигура, ни живая, ни мертвая, шептала
недвижными губами на ухо любопытствующим. И правда, автомат был устроен так,
что любому не трудно было отличить его от подобных игрушек, какие показывают
на ярмарках, а потому каждого что-то влекло к нему. Фигура, весьма
пропорционально сложенная, в обычный человеческий рост, в турецком платье,
вообще одетая со вкусом, восседала в центре не слишком большой и полупустой,
обставленной лишь самой необходимой мебелью комнаты на кресле, которому была
придана форма треножника. По желанию публики художник передвигал этот
треножник, чтобы показать, что ничто не соединяет фигуру с полом. Левая рука
ее весьма непринужденно опиралась о колено, а правая покоилась на отдельном
маленьком столике. И, как сказано, фигура была сложена очень
пропорционально, однако лучше всего получилась голова: уже одно лицо,
одухотворенное на восточный манер, придавало всему жизненность - редко
встретишь такое выражение у восковых фигур, даже если они воспроизводят
характерные черты очень умных людей. Все это искусное произведение было
окружено легким ограждением, которое мешало публике подходить к фигуре
слишком близко, - внутрь же ограждения допускался лишь тот, кто намеревался
удостовериться в устройстве целого (насколько позволял это его создатель),
или же тот, кто намеревался задавать свои вопросы, - те могли приближаться к
фигуре вплотную.
Заведено было так: спрашивающий задавал свой вопрос шепотом,
наклонившись к правому уху фигуры, в ответ на что фигура начинала вращать
глазами, поворачивала голову к спрашивающему - можно было даже ощутить
дыхание, исходящее из уст фигуры, - и тут из глубины фигуры действительно
доносился тихий ответ. После того как фигура отвечала на несколько вопросов,
художник, создатель ее, приставлял ключ к левому ее боку, с шумом заводя
механизм. Когда его просили, он даже открывал задвижку, и можно было
заглянуть внутрь: там виднелся искусный механизм со множеством колесиков,
которые, разумеется, не могли иметь никакого отношения к словам говорящей
фигуры, но, очевидно, занимали столько места, что никакой человек уже не мог
бы поместиться внутри ее, будь то даже знаменитый карла короля Августа,
который, как известно, умещался внутри пирога. Повернув голову, а это турок
перед тем, как дать ответ, всякий раз непременно проделывал, он иной раз еще
возьмет да поднимет правую руку и то погрозит пальцем, а то и всей рукой,
как бы отклоняя вопрос. И если уж он отверг вопрос, то настойчивость
спрашивающего могла лишь привести к тому, что он получал двусмысленные или
недовольные ответы, и вот эти движения руки и головы явным образом связаны
были с действием колесного ме



Содержание раздела